9.12.11

Легко ли быть лыжником? Часть 1. Начинающий

Добрый день!
     Я встал на горные лыжи уже в зрелом возрасте, и все этапы становления меня как лыжника были абсолютно осознанными. В этой связи считаю, что мой взгляд на путь человека в любительском катании вполне объективен, так как основан на процессе постепенного, обдуманного движения вперед - к экспертному катанию. Я не претендую на лавры профессионала и не стремлюсь кого-то учить жизни. It's my way.
     Итак, начальная точка моего путешествия - как я вообще встал на лыжи, да еще и в 30 лет. Надо признать, что к миру горных лыж я впервые прикоснулся значительно раньше, а точнее - в первом классе, когда мне было 7 лет. Мы тогда жили в Мончегорске, и в то время (а это был 1980 год) горные лыжи были очень популярны благодаря успехам наших мастеров, одним из которых был Виктор Цыганов, имевший прямое отношение к Мончегорску и его спортивным школам горных лыж. И вот, отскакав всю осень по трибунам стадиона и набегавшись "рваных" кроссов, перед самым выходом на снег я получил категоричное "нет" от мамы на продолжение занятий уже непосредственно на горе. Мне трудно сказать, насколько сильно я был расстроен, но память об этом моем первом  несостоявшемся прикосновении к миру горных лыж жива во мне до сих пор, то есть уже больше 30 лет.
     В дальнейшем мое детство и отрочество были достаточно спортивными, но горные лыжи оставались в параллельной со мной плоскости жизни, никак не пересекаясь. Да, много моих одноклассников и в Мончегорске, и, затем, в Апатитах, занимались в горнолыжных секциях, но у меня идей заняться этим уже не возникало. И так продолжалось до тех пор, пока я, уже будучи взрослым, не переехал в Мурманск. По странному стечению обстоятельств именно отсутствие реальных гор сделало давнюю идею супруги встать на горные лыжи реальностью. В один замечательный декабрьский вечер я согласился заехать на гонолыжный склон (им, кстати, оказался "Норд Стар"), и, собрав всю волю в кулак, договориться о занятии с инструктором.
     Первый выход был назначен на утро субботы, и перед ним я не спал как перед посещением зубного врача. Я не могу сейчас вспомнить, что оказало наибольшее влияние на принятие решения, но это уж точно не было желание встать на лыжи. Но уговор дороже денег, обещал - надо сделать. Первая примерка снаряжения, первый выход на снег, первый подъем - все как во сне. Помню только, что инструктор спросил: "На коньках катался? Поворачивать умеешь?" Услышав от меня положительный ответ, он сказал мне: "Гнешь колено к склону - начинаешь поворачивать." И я поехал... И поворачивал!!! Это был дикий, непередаваемый восторг! У меня получилось! дальше описывать нет смысла - кто пробовал, тот меня поймет, кто не пробовал - пусть попробует и потом поймет.
     Дальше было много новых и интересных событий в жизни начинающего мурманского горнолыжника: покупка первого инвентаря; первый раз на "Южном", первый выезд в настоящие ГОРЫ - в Кировск на учебный склон "БигВуда". Эйфория была всеобъемлющей, но, как всегда, недолгой. Через пару месяцев я стал замечать, что подавляющее большинство людей на горе катаются быстрее и увереннее меня, что погодные условия и состояние склона оказывают огромное значение на катание вообще и удовольствие от него в частности. Я стал кататься чаще - но не стал кататься лучше. Стал спускаться быстрее - но не увереннее. тогда я впервые прочитал в одной из горнолыжных книг (или статей) фразу, которая является девизом всей моей жизни: "Едут не лыжи - едет лыжник".
     В этот момент я перестал быть начинающим, но продолжающим еще не стал... Стало ясно, что мне не хватает самого главного для горнолыжника - техники. И я с головой погрузился в теорию. Сколько было прочитано, просмотрено материалов - ужас. Дома целый стеллаж стоит подборок по технике. Я уже со знанием дела смотрел трансляции соревнований по горным лыжам, отличая заклон от ангуляции и верхнюю разгрузку от нижней. Однако эти знания не сделали мое катание лучше. Я стал ездить смелее, увереннее - но не безопаснее и лучше. Сложность склонов и скорость возросла - но увеличилось и количество падений и прочих неурядиц. Продолжающим я так и не становился - на одной теории далеко не уедешь. Нужен был инструктор... Но где его взять? Те инструктора, которых я видел на склонах, катались немногим лучше меня, спортивных секций для великовозрастных юниоров не предусмотрено у нас... Но выход нашелся - это выездные горнолыжные школы. Рекламу делать не буду, но, кому захочется узнать подробнее - расскажу приватно.
     Так я впервые оказался школе. Первый раз - и сразу в Кировск на "Городской". После отбора я, к своему удивлению, оказался в одной из верхних групп. В этот же день у нас было мини-бэккантри. Подъем пешком в отсутствие видимости по колено в свежем снегу вдоль опор "Южного" и спуск в целине по ботинок показали полную несостоятельность моей физической формы. И это были еще цветочки... Дальнейшие события показали, что самым сильным в моем организме является желание кататься. Всему я учился заново, но условия для этого были суровыми. Не буду долго описывать свою первую школу, но из нее я вынес три вещи: базовые навыки катания, уверенность в собственной способности "стошнить" с практически любого склона при практически любой погоде и то, что мне просто безудержно нравится кататься. В этот момент я стал продолжающим...
     To be continued...
        

Комментариев нет:

Отправить комментарий